Нейроотличные люди

Вы когда-нибудь чувствовали, что ваш мир устроен иначе?
Что задачи, с которыми окружающие справляются легко, для вас превращаются в утомительный марафон? Или что вас не понимают даже самые близкие?
Это может быть чувство изоляции при аутизме, усталость от постоянного хаоса при недостатке внимания и гиперактивности, страх осуждения за ошибки из-за дислексии или даже непонимание собственных эмоций.
Но правда в том, что вы не сломаны. Вы просто другие. Нейроотличия – это не приговор, а часть вашего уникального пути.
Что такое нейроотличия?
Этот термин, который набирает популярность в социальных сетях, часто понимается неправильно даже теми, кто его использует. Нередко он становится предметом насмешек — как среди людей, незнакомых с психологией и психиатрией, так и в профессиональной среде.
Термин neurodivergence пришёл к нам через деятельность американских правозащитников и активистов прошлого века. Их изначальная цель заключалась в нормализации отношения к людям с расстройством аутистического спектра. Со временем движение охватило более широкий спектр особенностей восприятия: СДВГ, биполярный спектр, дислексию, тревожные и депрессивные расстройства.
Главное: нейроотличие — не болезнь
Основная идея движения — изменить восприятие всех этих особенностей как исключительно диагнозов, требующих медицинского вмешательства. Даже при ремиссии у людей сохраняются уникальные черты восприятия, мышления, реакции на стресс и взаимодействия с другими.
Мифы о нейроотличиях:
- Миф: Нейроотличия — редкость.
Факт: Это может быть ваш коллега, друг или сосед. Людей с нейроотличиями гораздо больше, чем кажется. - Миф: Это лень или недостаток стараний.
Факт: Такие люди прилагают титанические усилия, чтобы адаптироваться, но их мозг устроен иначе. - Миф: Это болезнь, которую нужно лечить.
Факт: Это особенности, которые могут стать ресурсом при адекватной поддержке. - Миф: Без диагноза проблемы нет.
Факт: Многие живут с недиагностированными особенностями, чувствуя себя «не такими».
Вы не одиноки. Ваши особенности — это не дефект, а ценность. И у вас есть право на помощь: будь то терапия, помощь психиатра, близких или просто адаптация среды под вас.
Врач-психиатр, Колесников Сергей Игоревич